Чужие кейсы и как это проверить
Кейс в разработке или продвижении — это, как правило, гордость организации и такие проекты помечают разработчики ссылкой в подвале сайта (как и мы обычно делаем). Кейс - это история работы компании, в реальном его выражении (то, что можно "пощупать"), а также это доказательство навыков и компетенции исполнителя.
А вот мошенники такие хорошо проработанные сайты выдают за свои собственные для повышения доверия со стороны потенциальной жертвы мошенничества.
Вот конкретный пример:


Как видите, в подвале этих сайтов указан наш сайт. Если в подвале сайта не указан разработчик сайта, то нет никаких проблем уточнить у владельца сайта из кейсов, знакомы ли им такие разработчики.
Так, например, поступил потенциальный клиент:

«Левые» реквизиты и как их проверить
Конкретно на этих сайтах (скриншоты ниже) для повышения доверия со стороны потенциальной жертвы мошенничества указан ИНН живой организации с многолетней историей.
Надо ли говорить, что она НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ к этим мошенникам?



На примере последнего скриншота ("Новакорп") в разделе политики конфиденциальности указаны реквизиты компании реальной, но на самом деле этот сайт не имеет никакого отношения к реально существующей ООО

Как это выяснить?
Можно заказать выписку из налоговой или проверить контрагента в онлайн-сервисах. В большинстве случаев в реквизитах компании указывается почта и/или телефон генерального директора, и несложными манипуляциями можно выйти на него с вопросом, имеет ли отношение его организация к данному сайту/«разработчику». Как пример, на одном из сайтов мошенников было указано ООО. По выписке на него удалось установить номер телефона генерального директора. При выходе на связь с руководителем компании выяснилось, что компания не имеет отношения к данному сайту, а договор и подписи якобы от этого юрлица — поддельные. Заявление со всеми имеющимися доказательствами уже в полиции.

Проверка команды
Если на сайте указана команда с «реальными фотографиями сотрудников», то их не сложно проверить, используя поиск по картинке от Яндекс или Google.

Конкретно в этом случае поиск показал одно совпадение на сайте Kwork — даже имя другое. Выводы очевидны.
Проверка договора
Обязательно следует проверять договор на наличие следующей информации:
- этапы работ по разработке и/или продвижению сайтов (может быть указано как в теле договора, так и в приложении к нему);
- полная стоимость работ с НДС или без него, а также стоимость каждого этапа в отдельности;
- информация по срокам работ (общий срок и время выполнения каждого этапа);
- наличие обязанностей и прав обеих сторон договора, а также штрафных санкций за несоблюдение условий соглашения не обсуждается — должны быть и точка.
Очень важно в договоре всегда прописывать права собственности на сайт и/или право на интеллектуальную собственность. Чаще всего права на сам продукт остается за Заказчиком (если это не аренда), а интеллектуальные права - за Исполнителем. Но могут быть указаны и условия отчуждения прав интеллектуальной собственности. Яркий пример: книга, кинофильм и т.п. — сам продукт остается во владении покупателя, полном и безграничном, а интеллектуальные права принадлежат автору.
Примеры, когда стоит включить здравый скепсис
- Некий разработчик отправляет Заказчику договор без сроков разработки, описания этапов, без приемки работ по актам, а также без указания прав на владение сайтом. Как минимум, такой договор не внушает доверия.
- Некий разработчик указывает в договоре, что доступ к его учебным материалам внутри его платформы платный. Причем основание договора - прием сотрудника по договору аутсорсинга (работодатель-работник). Уже само по себе явление «приходи на работу, но ты заплати», как минимум, странное. При этом оплата учебных материалов должна пройти посредством перевода на карту некоего физического лица, а не по выставленному счету или онлайн-платеж (например, через эквайринг банка).
И помните:
Деньги всегда можно вернуть. Потерянное время и нервы - нет.