Определение целевой аудитории, ее целей, задач и ожиданий
Это – первый и важнейший этап. Без него создание сайта как эффективного бизнес-инструмента возможно только в теории и не осуществимо на практике. Без портрета вашей целевой аудитории (ЦА) и дальнейшего позиционирования даже самый перспективный бизнес, интересный товар или инновационная услуга обречены на провал. Чтобы удовлетворять потребности потребителей, надо отчетливо понимать и структуру этих потребностей, и многочисленные особенности самих клиентов. Важно всё – пол, возраст, геолокация, доходы и множество других составляющих.
Выбор типа сайта
В настоящее время среди коммерческих веб-ресурсов основными считаются следующие:
- Посадочные сайты-одностраничники (лендинги), почти всегда заточенные на прямые продажи «здесь и сейчас».
- Корпоративные сайты – это достаточно крупные порталы, где есть множество не только коммерческой (каталоги, прайсы), но и ознакомительной информации и полезной документации.
- Сайт услуг – это сайт с относительно небольшим количеством страниц, каждая из которых представляет и описывает определенную услугу. Дополнительно может быть усилен блогом с экспертными публикациями.
- Каталог – это сайт, на котором представлен ассортимент предлагаемой продукции или товара в основном с целью с целью ознакомления.
- Интернет-магазин – это полнофункциональный бизнес-инструмент, полностью решающий все задачи по организации онлайн-торговли.
- Информационный портал – в зависимости от целей может быть имиджевым, вспомогательным или самостоятельным сайтом, приносящим прибыль за счет качественного контента, генерирующего высокий трафик и монетизируемый рекламой.
Сбор семантики, создание структуры и иерархии сайта.
Вам необходимо составить список тех поисковых запросов, по которым вы хотите продвигать сайт в целом и отдельные его разделы (страницы) в частности. На базе этих данных производится разбиение запросов по страницам (кластеризация) и создание вложенной структуры сайта с главными и подчиненными объектами.
Структура оценивается на предмет соответствия SEO-задачам и удобству для пользователей (юзабилити) профильными экспертами нашей студии. При наличии замечаний с их стороны в структуру вносятся оперативные изменения.
Создание контент-стратегии
На этом этапе надо задуматься над тем, что и в каком объеме вы хотите разместить на сайте перед его запуском, как создать необходимый контент и обеспечить его надлежащее качество, релевантность и уникальность. И, разумеется, привлекательность для потенциальных потребителей ваших товаров и услуг.
Наверное, уже все знают, что копировать любые виды контента, будь то текста, графика или видео – это прямой путь в бездну. Необходимо доверить создание содержимого профессионалам. А если бюджет не позволяет такие расходы, то сделать это силами компании, но так, чтобы потом не было стыдно за результат. Иначе опять же – можно не начинать.
Также важно продумать, как часто вы хотите обновлять сайт и заблаговременно назначить ответственного за эту работу.
Подборка референсов
Это модное заграничное слово означает всего лишь сбор наиболее удачных примеров сайтов компаний, работающих на том же рынке и в том же сегменте, что и вы. Причем отличным вариантом будет ровняться не на «собственную песочницу» в виде конкурентов из вашего города или соседнего поселка, а на птиц более высокого полета – например, на лидеров западного рынка, аналогичного вашему.
Важно: обратите внимание не только на то, что вам симпатично, но и на то, что вам не нравится. И обязательно донесите эти сведения до нас.
Дизайн сайта
Наличие фирменного стиля, айдентики или хотя бы логотипа – уже неплохое начало для создания дизайна. Если же ничего нет (например, когда организация бизнеса и разработка сайта идут параллельно), то надо определиться хотя бы с базовыми вещами – цветовой гаммой, стилистическим решением, графическими предпочтениями, шрифтами. Здесь дизайнеру очень важно увидеть иллюстрации, которые вы планируете размещать на веб-страницах – от них также можно оттолкнуться в поиске креативных идей.
Как правило, базовый дизайн начинается с отрисовки главной страницы и навигации на ней, после согласования работы переходят на страницы внутренние.
Интеграции с приложениями
Если вы создаете мощный ресурс, которому требуется интеграция со сторонними решениями, это обязательно надо указывать изначально. В частности, такими сторонними сервисами могут быть:
- Интеграции от 1С,Ю Торгсофт и пр;
- Системы работы с клиентами и системы планирования ресурсов (CRM и ERP);
- Сервисы подписки, SMS-информирования, PUSH-уведомлений или почтовых рассылок;
- Онлайн-кассы и платежи;
- Службы доставки и клиентской поддержки и мн. др.
Повторимся – всё это необходимо заранее и детально прописывать в базовом техническом задании на разработку сайта. Пора поговорить и о нем.
Техническое задание (ТЗ)
По-настоящему толковое ТЗ под силу составить только специалисту не от студии, а от вашего бизнеса. Наши продакт-менеджеры всячески готовы способствовать и делиться накопленным опытом, но заказчик также должен принимать в этом процессе самое активное участие. В частности, он должен отвечать за следующее:
- Предоставление исчерпывающих сведений о компании, товарах, услугами, ЦА;
- Формулировку целей, достижение которых возлагаются на сайт, и своих ожиданий от будущего ресурса;
- Выбор наиболее удачных, по его мнению, референсов;
- Обеспечение оперативной обратной связи разработчику.
Заказчик даже может самостоятельно разработать ТЗ и предложить его нам. Иногда это если и не попадает в цель на 100%, то все равно значительно приближает нас к ней.
Создание рабочего прототипа
Переход к прототипированию означает завершение «теории» и начало «практики». На этом этапе создания сайта разрабатывает черновой дизайн и общая, схематичная структура элементов компоновки контента и оформления.
Полученный макет является условной имитацией взаимодействий пользователей сайта с его интерфейсом. Для достижение лучшего результата некоторые прототипы еще больше приближают к реальному проекту, реализовывая в них функцию интерактивности. То есть в прототипе работают ссылки и прочие элементы – можно покликать, «поиграться», чтобы выполнить простейшее тестирование на предмет юзабилити и наличие различных ошибок – как мелких, так и критических (такое тоже бывает).
Главная цель создания прототипа – экономия денег на дальнейшую разработку и устранение неисправностей на более поздних этапах создания сайта.
Создание дизайн-макетов
...
Верстка сайта
Перед переходом к верстке крайне важно полностью согласовать концепцию и дизайн сайта. Лучше 10 раз править дизайн, чем сверстать его и потом вносить правки и в дизайн, и в верстку. Поэтому заказчику надо быть очень ответственным и внимательным – к моменту верстки все дизайнерские моменты должны быть доведены до совершенства, иначе работы сильно затянутся, что, возможно, приведет и к удорожанию стоимости – и не по нашей вине.
Разработка (программирование)
Программирование – глобальный связующий этап, который делает из отдельных элементов (как правило, это CMS – система управления сайтом, дизайн-макет и front-end, то есть пользовательский интерфейс) единое целое. Данный этап создания сайта, собственно и является процессом «оживления» и объединения всех предыдущих этапов. Результат программирования – полностью готовый визуально и функционально веб-ресурс, который можно наполнять содержимым. Немаловажно и то, что в процессе программирования сайт получает также необходимое ускорение и оптимизацию движка, надежную защиту от недоброжелательных и злонамеренных действий и прочие важные дополнения.
Веб-разработка в обязательно порядке должна проводиться с учетом предельной (и даже запредельной) нагрузки сайта. То есть все прогнозные показатели его посещаемости, развития, масштабируемости должны быть учтены с очень хорошим запасом.
Наполнение ресурса базовым содержимым
Статьи, картинки, видео и т.д.
Тестирование
Завершающий этап создания сайта, который сам по себе также состоит из нескольких этапов. В наиболее распространенном варианте структура тестирования выглядит так:
- Подготовка к тестированию – анализ техзадания и макетов, планирование работ по тестированию;
- Функциональное тестирование – проверка ключевых функций, производительности в целом и скорости загрузки данных в частности;
- Проверка валидности кода вёрстки, правильности расположения элементов, оптимизация графики;
- Оценка интерфейса и дизайна на предмет юзабилити – проверка доступности всего содержимого сайта в три клика (базовый принцип), логичность навигации и удобство расположения навигационных элементов;
- Проверка сайта на безопасность , в том числе и от внешних критических угроз;
- Тестирование «стрессоустойчивости» системы в условиях имитации повышенной нагрузки;
- Дополнительные работы – поиск ошибок 404, правильность подбора шрифтов, настройка редиректов.
Надеемся, теперь вы имеете полное представление о том, из каких этапов состоит разработка сайта.