логотип

Разработка сайта: ключевые этапы работы

Разработка каждого веб-проекта должна начинаться с поиска правильного ответа на два главных вопроса: кто вы, наш уважаемый заказчик, и какие цели вы ставите перед своим будущим веб-ресурсом? Ответ на первый вопрос необходим для понимания всех аспектов и тонкостей вашей деятельности, и здесь не бывает незначительных мелочей. Иногда «мелочь» может оказаться тем самым камнем, который ляжет в основание вашего сайта или его отдельной идеи. А ответ на второй позволит предельно четко поставить задачу по созданию сайта, его функциональному оснащению, позиционированию, продвижению и т.д.

Определение целевой аудитории, ее целей, задач и ожиданий

Это – первый и важнейший этап. Без него создание сайта как эффективного бизнес-инструмента возможно только в теории и не осуществимо на практике. Без портрета вашей целевой аудитории (ЦА) и дальнейшего позиционирования даже самый перспективный бизнес, интересный товар или инновационная услуга обречены на провал. Чтобы удовлетворять потребности потребителей, надо отчетливо понимать и структуру этих потребностей, и многочисленные особенности самих клиентов. Важно всё – пол, возраст, геолокация, доходы и множество других составляющих.

Выбор типа сайта

В настоящее время среди коммерческих веб-ресурсов основными считаются следующие:

  • Посадочные сайты-одностраничники (лендинги), почти всегда заточенные на прямые продажи «здесь и сейчас».
  • Корпоративные сайты – это достаточно крупные порталы, где есть множество не только коммерческой (каталоги, прайсы), но и ознакомительной информации и полезной документации.
  • Сайт услуг – это сайт с относительно небольшим количеством страниц, каждая из которых представляет и описывает определенную услугу. Дополнительно может быть усилен блогом с экспертными публикациями.
  • Каталог – это сайт, на котором представлен ассортимент предлагаемой продукции или товара в основном с целью с целью ознакомления.
  • Интернет-магазин – это полнофункциональный бизнес-инструмент, полностью решающий все задачи по организации онлайн-торговли.
  • Информационный портал – в зависимости от целей может быть имиджевым, вспомогательным или самостоятельным сайтом, приносящим прибыль за счет качественного контента, генерирующего высокий трафик и монетизируемый рекламой.

Сбор семантики, создание структуры и иерархии сайта.

Вам необходимо составить список тех поисковых запросов, по которым вы хотите продвигать сайт в целом и отдельные его разделы (страницы) в частности. На базе этих данных производится разбиение запросов по страницам (кластеризация) и создание вложенной структуры сайта с главными и подчиненными объектами.

Структура оценивается на предмет соответствия SEO-задачам и удобству для пользователей (юзабилити) профильными экспертами нашей студии. При наличии замечаний с их стороны в структуру вносятся оперативные изменения. 

Создание контент-стратегии

На этом этапе надо задуматься над тем, что и в каком объеме вы хотите разместить на сайте перед его запуском, как создать необходимый контент и обеспечить его надлежащее качество, релевантность и уникальность.  И, разумеется, привлекательность для потенциальных потребителей ваших товаров и услуг.

Наверное, уже все знают, что копировать любые виды контента, будь то текста, графика или видео – это прямой путь в бездну. Необходимо доверить создание содержимого профессионалам. А если бюджет не позволяет такие расходы, то сделать это силами компании, но так, чтобы потом не было стыдно за результат. Иначе опять же – можно не начинать.

Также важно продумать, как часто вы хотите обновлять сайт и заблаговременно назначить ответственного за эту работу.

Подборка референсов

Это модное заграничное слово означает всего лишь сбор наиболее удачных примеров сайтов компаний, работающих на том же рынке и в том же сегменте, что и вы. Причем отличным вариантом будет ровняться не на «собственную песочницу» в виде конкурентов из вашего города или соседнего поселка, а на птиц более высокого полета – например, на лидеров западного рынка, аналогичного вашему.

Важно: обратите внимание не только на то, что вам симпатично, но и на то, что вам не нравится. И обязательно донесите эти сведения до нас.

Дизайн сайта

Наличие фирменного стиля, айдентики или хотя бы логотипа – уже неплохое начало для создания дизайна. Если же ничего нет (например, когда организация бизнеса и разработка сайта идут параллельно), то надо определиться хотя бы с базовыми вещами – цветовой гаммой, стилистическим решением, графическими предпочтениями, шрифтами. Здесь дизайнеру очень важно увидеть иллюстрации, которые вы планируете размещать на веб-страницах – от них также можно оттолкнуться в поиске креативных идей.

Как правило, базовый дизайн начинается с отрисовки главной страницы и навигации на ней, после согласования работы переходят на страницы внутренние.

Интеграции с приложениями

Если вы создаете мощный ресурс, которому требуется интеграция со сторонними решениями, это обязательно надо указывать изначально. В частности, такими сторонними сервисами могут быть:

  • Интеграции от 1С,Ю Торгсофт и пр;
  • Системы работы с клиентами и системы планирования ресурсов (CRM и ERP);
  • Сервисы подписки, SMS-информирования, PUSH-уведомлений или почтовых рассылок;
  • Онлайн-кассы и платежи;
  • Службы доставки и клиентской поддержки и мн. др.

Повторимся – всё это необходимо заранее и детально прописывать в базовом техническом задании на разработку сайта. Пора поговорить и о нем.

Техническое задание (ТЗ)

По-настоящему толковое ТЗ под силу составить только специалисту не от студии, а от вашего бизнеса. Наши продакт-менеджеры всячески готовы способствовать и делиться накопленным опытом, но заказчик также должен принимать в этом процессе самое активное участие. В частности, он должен отвечать за следующее:

  • Предоставление исчерпывающих сведений о компании, товарах, услугами, ЦА;
  • Формулировку целей, достижение которых возлагаются на сайт, и своих ожиданий от будущего ресурса;
  • Выбор наиболее удачных, по его мнению, референсов;
  • Обеспечение оперативной обратной связи разработчику.

Заказчик даже может самостоятельно разработать ТЗ и предложить его нам. Иногда это если и не попадает в цель на 100%, то все равно значительно приближает нас к ней.

Создание рабочего прототипа

Переход к прототипированию означает завершение «теории» и начало «практики». На этом этапе создания сайта разрабатывает черновой дизайн и общая, схематичная структура элементов компоновки контента и оформления.

Полученный макет является условной имитацией взаимодействий пользователей сайта с его интерфейсом. Для достижение лучшего результата некоторые прототипы еще больше приближают к реальному проекту, реализовывая в них функцию интерактивности. То есть в прототипе работают ссылки и прочие элементы – можно покликать, «поиграться», чтобы выполнить простейшее тестирование на предмет юзабилити и наличие различных ошибок – как мелких, так и критических (такое тоже бывает).

Главная цель создания прототипа – экономия денег на дальнейшую разработку и устранение неисправностей на более поздних этапах создания сайта.

Создание дизайн-макетов

...

Верстка сайта

Перед переходом к верстке крайне важно полностью согласовать концепцию и дизайн сайта. Лучше 10 раз править дизайн, чем сверстать его и потом вносить правки и в дизайн, и в верстку. Поэтому заказчику надо быть очень ответственным и внимательным – к моменту верстки все дизайнерские моменты должны быть доведены до совершенства, иначе работы сильно затянутся, что, возможно, приведет и к удорожанию стоимости – и не по нашей вине.

Разработка (программирование)

Программирование – глобальный связующий этап, который делает из отдельных элементов (как правило, это CMS – система управления сайтом, дизайн-макет и front-end, то есть пользовательский интерфейс) единое целое. Данный этап создания сайта, собственно и является процессом «оживления» и объединения всех предыдущих этапов. Результат программирования – полностью готовый визуально и функционально веб-ресурс, который можно наполнять содержимым. Немаловажно и то, что в процессе программирования сайт получает также необходимое ускорение и оптимизацию движка, надежную защиту от недоброжелательных и злонамеренных действий и прочие важные дополнения.

Веб-разработка в обязательно порядке должна проводиться с учетом предельной (и даже запредельной) нагрузки сайта. То есть все прогнозные показатели его посещаемости, развития, масштабируемости должны быть учтены с очень хорошим запасом.

Наполнение ресурса базовым содержимым

Статьи, картинки, видео и т.д.

Тестирование

Завершающий этап создания сайта, который сам по себе также состоит из нескольких этапов. В наиболее распространенном варианте структура тестирования выглядит так:

  • Подготовка к тестированию – анализ техзадания и макетов, планирование работ по тестированию;
  • Функциональное тестирование – проверка ключевых функций, производительности в целом и скорости загрузки данных в частности;
  • Проверка валидности кода вёрстки, правильности расположения элементов, оптимизация графики;
  • Оценка интерфейса и дизайна на предмет юзабилити – проверка доступности всего содержимого сайта в три клика (базовый принцип), логичность навигации и удобство расположения навигационных элементов;
  • Проверка сайта на безопасность , в том числе и от внешних критических угроз;
  • Тестирование «стрессоустойчивости» системы в условиях имитации повышенной нагрузки;
  • Дополнительные работы – поиск ошибок 404, правильность подбора шрифтов, настройка редиректов.

Надеемся, теперь вы имеете полное представление о том, из каких этапов состоит разработка сайта.

наши контакты

Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, 271

info@saytspb.ru

Рабочие дни: пн-пт с 09:00 до 18:00

Выходные дни: сб-вс